Главное в макияже не тон-пудра-румяна, не кисти из голубой белки, не глаза или губы (и даже не брови!), не косметика известного бренда, не замазать круги под глазами… Главное в макияже — свет. Свет, при котором вы рисуете и свет, при котором потом с этим макияжем живете.

Хотя бы интуитивно большинство женщин это понимают. Люблю эту цитату из «Жизни взаймы» Ремарка:

«Теперь он ждал когда Лилиан скажет что-нибудь о возрасте Лидии. Лидии было сорок, днем ей можно было дать тридцать, а вечером, при надлежащем освещении, — двадцать пять. В тех ресторанах, куда ходила Лидия, освещение всегда было надлежащим».

А вот еще смешное из «Шерлока Холмса»:

«– И вы, наверно, заметили, Уотсон, что она постаралась сесть спиной к свету. Она не хотела, чтобы мы видели ее лицо.

— Да, она выбрала именно это место.

– Хотя кто может знать точно, что движет женщиной? Помните ту даму в Маргейте, которую я заподозрил по той же причине? Оказалось, она просто забыла напудрить нос».

Но невозможно устроить так, чтобы свет был одинаково комплиментарным в течение дня. Даже, скажем так, оказаться в приличном освещении — большая удача, скорее надо твердо рассчитывать на наоборот. Все знают это чувство когда случайно видишь себя в случайном зеркале, типа, в каком-нибудь туалете или примерочной — страх и ужас. Хуже только когда включаешь камеру на телефоне, а там внезапно фронталка.

Невозможность контролировать свет — главная причина, например, почему я считаю бредом контуринг в обычной жизни. Контуринг или моделирование формы лица с помощью нарисованной светотени работает только в условиях, когда точно известно, где будет свет. Это фото и киносъемки и театр, больше нигде специальный осветитель к нам не приставлен. Поэтому то, что круто смотрится на фотке в инстаграме (свет + ракурс + фильтры), в жизни будет выглядеть нарочито в лучшем случае, а в общем случае просто смешно.

Но, все-таки, когда начинаешь делать макияж, можно заранее примерно прикинуть свой день и понять, как хотя бы не сделать явных ошибок.

Итак, какой бывает свет и как учесть его, делая макияж.

Электрический свет

Как ни печально, большую часть года мы живем в электрическом свете. Он может быть теплым или холодным, ярким или тусклым, но именно в контексте макияжа главная проблема — это когда источник освещения расположен сверху. Т.е. если вам рекомендуют для холодного освещения выбирать косметику потеплее и поярче, чтобы скомпенсировать зеленушный оттенок лампы в офисе, то фиг вам, а не компенсацию. Потому что офисное освещение обычно на потолке, а когда источник расположен сверху, все выступающие части лица начинают отбрасывать глубокие тени. В тени окажутся глазницы, проступит любой рельеф под глазами (впадины станут глубже, мешки выпуклее), набрякнут морщинки и складки, обвиснут щеки, даже если вам двадцать лет — короче, такая красотень.

Мне тут не так давно бывшая ученица прислала фото с конференции с вопросом — почему такой ужас, она накрасилась по всем правилам (одна из моих лучших учениц, кстати, так что с макияжем нет проблем). Ну а там свет, конечно. Откуда-то с потолка, мутноватый, зеленоватый и все люди в зале с ним как зомби в инкубаторе. Что с этим делать? Не поверите — ни-че-го. Нельзя с этим сделать. Тени от источника сверху такие глубокие, что тепленьким там накрашено или холодненьким — все равно, цветов особо не разобрать. Именно поэтому у данного поста тег #всесложно и именно поэтому в кино и фотографии люди так полагаются на свет, свет делает картинку и дает сыграть цветам, в тенях цвета нет да и форма не форма…

В общем, если предполагается, что мы где-то будем фигурировать исключительно в холодном электрическом свете, который идет, в основном, сверху, то решений несколько. Первое — забить и делать, что обычно, по наитию. Второе — можно, действительно, сделать мейк чуть теплее и ярче (это из серии «не поможет, но не повредит»). И третье, которое я бы выбрала, — не перегружать глаза, сделать акцент на губы. Губы меньше всего страдают от мерзкого света сверху. Я бы отказалась от темных подводок, подводок по нижнему веку, оставила бы только легкую растушеванную подводку по верхней линии ресниц и тушь. Тени на подвижное веко можно взять светлые или средние с легким сиянием (как MAC ERA или MAC Ricepaper). И никакого контуринга и хайлайтинга, т.к. скульптурирование лица в освещении сверху приобретает гротескный вид. Немного румян на скулы и нормально, лицо уже не будет болезненно выглядеть.

Еще, кстати, можно цветную тушь — как ни странно, хоть цвета в тени не работают, но цветная тушь сработает, даст такую своеобразную подсветку глазам, попробуйте как-нибудь, чем ярче тушь, тем сильнее эффект. Это в офис, но если конференция и выступление с большого расстояния, то лучше черную тушь оставить и сделать, не стесняясь, яркие губы (не очень блестящие, но это, наверное, все понимают, что блестящие текстуры не деловой стиль).

И, кстати, да, — осторожнее с тональником! Т.к. верхний свет утяжеляет все черты, дополнительный слой на лице усилит этот эффект. Тональный в офис наносите только на самые проблемные места и тонким слоем.

Про тональник я отдельно скоро напишу, пока в качестве заметочки. Не бойтесь, что будет видно пятна или покраснения, не надо их усердно шпаклевать. Дело в том, что в электрическом свете, вообще, видно не очень, он по природе своей приглушенный и скрадывает много деталей. Т.е. цветные пятна особо не видно, зато, если свет идет сверху, хорошо видно толстый слой штукатурки. Но это, правда, из серии — вы художник, вам решать. В искусстве правил нет, есть течения — может, вы любите толстым слоем.

Теплый электрический свет, который светит с потолка, в плане картинки это то же самое, что холодный. Ну, может быть, лицо не выглядит таким помертвевшим, но красоты так и нет, и так же не видно ничего, ради чего стоило бы сильно стараться. Поэтому рецепты те же — а) забить, б) накраситься поярче, в) сделать акцент на губы.

Ну вот, давайте посмотрим.

В таком свете мы в бываем чаще всего. Он идет откуда-то с потолка, все важные места в тени. Человек в натуральном мейке смотрится как будто ничего на лице нет, человек без мейка в таком свете выглядит больным.

На самом деле, неважно — будут ли это теплые цвета к холодному свету или холодные к теплому. Губы ярче, цветная тушь «вытаскивает глаза» из мрака.

Такой свет тоже часто встречается — яркий источник сверху, от которого все выступающие части лица начинают блестеть.

Что делать — не использовать хайлайтеры и мерцающие текстуры.

Более интересная история, когда каким-то чудом электрический свет установлен на уровне человеческих лиц. Ну, например, имеется верхний свет, но при этом есть заполняющее освещение чуть выше среднего роста человека, какие-нибудь светящиеся панели в стенах, бра и канделябры. Это освещение встречается в частных домах, в хороших ресторанах, в хороших магазинах, где думают, что люди, которые себе нравятся, купят и съедят больше 🙂 . Как правило, у этого света нет ярко выраженного паразитного оттенка, он ни теплый, ни холодный, но чуть ближе к теплому (типа warm white, 2700—3200 К *). Такой свет можно считать истинно «вечерним» и под него делается классический вечерний макияж, когда для глаз берут тени плотнее и темнее и, возможно, добавляют немного блеска. Акцент на глазах, губы какие угодно, можно делать легкий контуринг и даже поиграться с хайлайтерами. Этот свет смягчает картинку, сглаживает дефекты кожи и макияжа, он секси и самый выгодный для человеческого лица, почти как инстаграмный фильтр (особенно, если сидеть неподвижно, повернувшись к источнику 🙂 ).

Слева дневной свет, справа хороший вечерний. По сути почти нет разницы, просто баланс белого смещен в сторону желтого и это работает как мягкий фильтр, видите, да, что картинка справа как будто чуть разблюрена? на самом деле, это только влияние света.

В реальной жизни света может быть еще меньше, но если он так же расположен — не сильно сверху и есть заполняющий свет примерно на уровне лица, то просто делаем макияж плотнее, тот самый вечерний. Можно использовать сияющие текстуры, в том числе хайлайтеры на скулы. Эти мейки я нарисовала в фотошопе, но идея понятна — высветлить места, на которые естественным образом попадает свет (скулы, центр подвижного века, верхний край губ), усилить линию ресниц (чтобы лучше было видно глаза), губы яркие или с блеском. И не обязательно все сразу, это очень от лица зависит и, как ни печально, от возраста — взрослый вечерний мейк отдельная тема, которой, наверное, когда-то посвящу отдельный пост, пока же скажу, что не надо усердствовать ни с блеском, ни с темными тенями.

* На самом деле, тема с цветовой температурой и простая, и сложная. Простое можно прочитать в Википедии, какой свет какую температуру имеет. Сложное начинается непосредственно в жизни. Практически всегда источников освещения одновременно много, либо свет постоянно меняется, а понятия «средняя цветовая температура», вроде бы, не существует. Т.е. в жизни, все равно, мы не цифрами, а интуитивно определяем, какой свет холодный, какой теплый. Например, не представляете, какая страшная запара — выбрать правильные лампочки для гримерного зеркала. Ни разу мне не удалось их выбрать по цифрам. Те, что по цифрам близки к дневному свету, просто ослепительно яркие и невыносимо холодные. Поэтому цифры — это очень примерный ориентир, а ответ на любой вопрос нам дает только жизненный опыт, ценой проб и ошибок. И поэтому я нигде особо не хочу указывать конкретные цифры в кельвинах, это вам не поможет.

Дневной свет

Дневной свет может быть резким как в яркий солнечный день, либо мягким как в пасмурный. На резком свету мы бываем нечасто, но правила тут точно такие, как с электрическим светом сверху — на глаза поменьше, т.к. они будут или сощурены, или вообще в темных очках, весь акцент на губы, аккуратнее с блестящими текстурами и тональником. Заполняющий свет пасмурного дня — идеальный свет для чего угодно, хотя бы потому что не дает контрастов и не подчеркивает рельеф, наоборот, он делает лицо немного подразмытым и плоским. Это хорошо, т.к. можно теперь самому нарисовать, что хочешь — и цвет, и форму.

Для цветовой температуры дневного света в наших широтах у меня своя классификация. Большую часть года где-то со второй половины октября по первую половину марта дневной свет мутный, серо-синий. Вести себя с ним можно по-разному. Можно противопоставлять серости яркие теплые цвета. Можно резонировать — я очень люблю в таком свете «акварельные» мейки в холодных тонах. Момент на заметку — и теплые, и холодные цвета лучше использовать чистыми, просто в малой дозе. Серо-синяя пленка воздуха их, в любом случае, приглушит и картинка будет восприниматься естественно.

Потом есть небольшой период весной, где-то со второй половины марта по первую половину мая, когда я называю свет пастельным. Это чистый промытый свет, цвета в нем выглядят тоже чистыми и промытыми, но немного приглушенными, не контрастными, как бы через белое. Особенно классно тогда смотрятся мейки с холодными розовыми цветами. Дальше идет сильный насыщенный летний свет — с мая по август. Аналог этого света — студийный, этот свет как вспышка «выбивает» все тени, можно использовать максимально яркие краски, потому что избыток света их гасит. И очень маленький, но очень красивый период с сентября по октябрь, когда золотые листья дают воздуху такое теплое свечение и это идеальное время для сочных теплых цветов в макияже, вплоть до кирпичных, рыжих и оранжевых, которые остальную часть года смотрятся здесь странно.

Можно заметить, что с электрическим светом у меня деловые рабочие отношения, а с дневным — игра и романтика. Картиночки не буду делать, может, потом, — включите воображение 🙂

Где лучше краситься

Итак, нет никакой возможности целый день прожить в одинаковом освещении. Но есть возможность сделать идеальную «студию» дома. Оборудовать специальное место, где можно делать макияж в хорошем, ярком свете, равномерно заливающем все лицо. Это очень важно — хорошо видеть, что рисуешь. Если вы в этих условиях сделаете примерно нормальный макияж, в любом другом свете он будет смотреться в диапазоне от хорошо до гениально.

Сейчас есть целая куча фирм, делающих самые разные гримерные зеркала любых размеров — и настольных, и настенных. Лучше когда в зеркало: а) помещается голова и плечи, не только лицо; б) размер зеркала позволяет отойти от него и взглянуть на картинку с расстояния. Лампы должны располагаться по трем сторонам (снизу нет в них смысла). Я люблю когда рама белая, это дает еще лучшее распределение света. Про цветовую температуру ламп я уже упомянула — при выборе надо смотреть глазами и полагаться на свои ощущения.

На самом деле, трудно в одном посте рассказать обо всех нюансах. С макияжем часто так — всегда есть нюансы 🙂 Но главное вы поняли:

  1. Надо хорошо видеть, что рисуешь, потому что лучше накраситься на свету и выйти в темень, чем наоборот;
  2. Надо уметь отпускать ситуацию и, накрасившись в хорошем свете, в течение дня уже больше не дергаться (но всегда иметь про запас яркую помаду 🙂 );
  3. Лучше не перебарщивать, особенно с тоном и блестящими текстурами.

И, как обычно, — любите себя, любите жизнь и всегда поворачивайте лицо к свету, тянитесь к свету, как цветок к солнцу!

 

Поделиться: