Это в меру шуточный пост, как память о том, что в какой-то параллельной реальности я могла бы стать, например, социологом. Тогда решила, что слишком нерасторопна для научной деятельности в сфере, где критерии так быстро меняются, что почти любое исследование устаревает в момент проведения и, значит, надо бежать в два раза быстрее, причем, неизвестно куда. Но с тех пор, как выяснилось, что даже в математике один и тот же пример в одно и то же время имеет разный ответ, я как-то расслабилась, оказывается, это норм, когда одно и то же может считаться по-разному. Раз даже строгая наука может быть не строгой, ничего тогда, если я немного пофантазирую в своем небольшом исследовании на коленке.

Итак, вопрос — зачем и по каким причинам красятся современные люди?

Любая классическая книжка про макияж начинается с «немного истории». Как красились в Древнем Египте, что было модно в Возрождение и тому подобное. Это дает нам знание, что люди всегда были заняты примерно одним и тем же, а именно попытками как-то застолбить себя в суетном мире, куда они без спросу были на краткий миг заброшены Создателем. Кто мог себе позволить — идентифицировал себя через внешнее, т.к. это наиболее очевидно и не требует затрат, кроме материальных. Макияж, как мы его сейчас понимаем, появился от хорошей жизни — как знак того, что у человека есть ресурс заниматься не только добыванием пропитания, но и украшением себя. Иногда, правда, человек украшал себя, чтобы добыть пропитание.

А самое интересное, что оба эти направления — украшение себя для придания ценности и украшение для охоты — до сих пор работают точно так же и являются основными. Т.к. по-прежнему базовые потребности человека — хорошо питаться и иметь ценность в глазах себе подобных (иначе рискуешь сам стать пищей). К этим моментам мы еще вернемся.

Что происходит в наше время? Вот прямо сейчас в непосредственной близости — в плане перспектив макияжа и общества:

  1. бомбанули технологии и косметика как никогда классная и доступная;
  2. цивилизация движется к очередному витку матриархата;
  3. женщине, которой доступна вся полнота жизни, не нужно обязательно краситься, не нужно нравиться;
  4. мужчины хотят краситься, т.к. достаточно использовали другие сферы жизни в предыдущие века, пора и развлечься немного;
  5. мир «цивилизован» не весь и сталкиваясь с менее подвижными пластами, неплохо бы уметь их опознавать и мимикрировать чисто для выживания всех присутствующих.
  6. свободное движение информации приводит к невозможности стойкой «моды» на что либо, каких-то длительных конвенций, благодаря этому стереотипы внешности и ролевых моделей постепенно рассеиваются естественным образом.

Разберу немножко эти пункты.

1.Развитие технологий и появление хорошей дешевой косметики значит, что больше людей смогут себя украшать, цена входа доступная и, как следствие, больше возможностей для свободного творчества, а творчество всегда движет мир к чему-то новому, потому что меняет занимающихся им людей.

2—3. От женщины официально больше не требуется быть только «девочкой» и поэтому играть в специальные девочковые игрушки. Мир, выстроенный под реализацию мужчин постепенно сдает позиции в пользу равноправия, что подразумевает право существа самому решать, во что и как играть. Женщине больше не надо обязательно украшать себя с целью стать более привлекательным трофеем. Одновременно, не надо делать выбор между «умной» и «красивой», эти определения больше не в формате «или/или», а «и/или» — право человека на абсолютно любое использование возможностей.

4. Ровно по той же причине, что мир стремится к равновесию и равноправию, мужчинам постепенно открываются возможности косметики. В будущем это не «ни-ни», а те же «и/или», среднестатистический цисгендерный мужчина сможет легально пользоваться декоративной косметикой, чтобы дополнять свою личность в том объеме, в каком посчитает нужным.

5. Пункты 2—4, пока что, серьезные обобщения и допущения, т.к. действуют на тех относительно небольших пространствах, где у людей достаточно свободных ментальных и материальных ресурсов. Там, где идет активная борьба за существование или власть, тема свободного самоопределения людей слишком затратна и поэтому избыточна во многих смыслах, и поэтому будет так или иначе подавляться — и официальной властью, и ближайшим окружением.

6. Но хотел бы кто этого или нет, мир меняется с невиданной в истории скоростью и понятия «надо/не надо», «можно/нельзя», «прилично/неприлично», «уместно/неуместно», «мужское/женское», «красивое/некрасивое» и т.п. практически теряют смысл, т.к. опираются на почву, которая уже смыта или в скором времени смоется информационными и технологическими волнами и, естественно, поколениями новых людей.

Что нам с этого всего? Ну, как минимум, быть в курсе, что макияж как часть общественной жизни идет к какой-то своей новой фазе. От занятия «для девочек» к инструменту свободного высказывания. От конвенционального приукрашивания к «приукрашиванию» творческому.

И все же, как уже сказала выше, самые базовые направления остаются теми же самыми — ты либо охотишься,  либо маскируешься с той или иной целью, либо украшаешь себя просто потому, что можешь и хочешь. Это не классификация людей по типам и здесь нет хороших или плохих ролей, это роли функциональные и ситуативные, и, таким образом, они лишены оценки. В течение жизни человек может побывать во всех этих ролях, отдавая себе отчет или нет. Лучше, конечно, отдавая, потому что ясность в вопросе охотник ты или добыча никогда не помешает 🙂

Макияж: охота, маска, арт

В макияже так — лучше один раз увидеть, поэтому я долго думала, как все это показать. И решила использовать теорию множеств.

Надо еще отметить, что мне потрясающе повезло с моделью! Я хотела взять обычного человека, незнакомого, не модель, любой внешности. Главное было — желание самоотверженно работать, т.е. много часов сидеть, подставляя лицо под мои кисти и бесконечные слои краски. Вероятно, Господь меня услышал и послал читательницу моего ФБ Кристину — более комфортного человека, чтобы находиться рядом и пожелать нельзя. Своим спокойствием и готовностью делать даже самые странные вещи она мне невероятно помогла Эмодзи ? Apple и iOS

Итак, три главных «множества» макияжа — охота, маска и арт. В каждом множестве вы видите соответствующие примеры современных макияжей, их подробно разберем ниже. В пересечениях множеств отлично разместились архетипичные собирательные образы. В центре, как и следовало ожидать, человек без макияжа, атом этой конструкции.

Я взяла по четыре примера для каждого множества, это произвольное количество, обусловленное чисто композицией картинки. На самом деле, этих примеров можно привести еще очень много и на месте этих примеров могут быть другие, это не абсолют. Для чистоты эксперимента все картинки без ретуши, работает только макияж.

Охота

Охота — важная часть жизни, была всегда и будет. Как говорится, или ты ешь медведя, или медведь ест тебя. Ты можешь быть охотником-воином (явный макияж, боевой раскрас, призывание духов и атака) или охотником который ловит в силки (макияж, не вызывающий подозрений, мимикрия и выжидание).

Естественно, речь не только об охоте на мужика, хотя это подавалось целью макияжа минувшую сотню-другую лет. В широком смысле охота — это любая ситуация, в которой человек вступает на путь завоевания своего места под солнцем. Он хочет быть заметным и угрожающим, и заслуживающим внимания. Он выделяет глаза, в которые надо смотреть, и рот, который надо слушать.

Конечно же, опять-таки, в нашей знакомой реальности «он» это чаще всего «она», т.е. женщина-охотница. Женщины все еще борются за себя, а в борьбе все средства хороши.

Собирательный образ «охота + арт» — боевой раскрас. Черный и красный — основные цвета войны, боя, охоты.

(В скобках замечу — в наше время к боевым цветам неявно добавились оттенки бежевого, но паттерн легко узнается 🙂

Современный боевой раскрас в полном объеме. Яркий, сильный воин в роскошных доспехах, сразиться с ним имеет право далеко не каждый. В ожидании подходящего соперника этот воин оттачивает уже и так совершенное искусство подачи себя.

Как ни странно, такой макияж тоже можно считать боевым. Цвета традиционные, место черного занимает белый, он тоже входит в сет цветов войны. Как бы такой белый флаг, который выбрасывают, чтобы привлечь внимание и подать знак о намерении вступить в переговоры.

Еще вариант — этот охотник своими красными губами говорит, что достаточно опасен, но не угрожает. Может, это и не охотник, а человек в маске охотника, кто знает, проверь… если хочешь испытать судьбу…

Охота, как можно заметить, самый однообразный макияж, здесь все определяет функционал. Чтобы заработали определенные кнопки, на них, в основном, давят красным и черным, просто дозируют яркость и контраст в зависимости от того, насколько тонко настроена сигнальная система противника. Этот охотник давно уже всех победил и теперь просто смотрит, как ломаются копья.

Маска

Маска — это одновременно и способ спрятаться, и способ подчеркнуть свою непохожесть или особый статус.

Если ты не охотник, но не хочешь чтобы съели тебя, то носишь либо маску, делающую тебя более опасным с виду, либо конвенциональную маску «своего», либо маску незаметности/несъедобности. Это ролевая маска.

Маска может быть игровой или ритуальной — от клоунов и гейш до шаманов и жрецов. Именно отсюда бьет огромный фонтан вдохновения всяких субкультур и современного арт-макияжа. Странные, нереальные, гипнотизирующие искажения внешности, которые ставят человека вне толпы или над толпой.

Собирательный образ «маска + охота» — классическая маскировка воина. Главное — слиться со средой, чтобы иметь возможность действовать в своих целях.

Это маска незаметности из обычной жизни, почти без макияжа. Что можно сказать про этого человека? Ничего определенного, в этом и фишка маскировки.

Когда не можешь охотиться в одиночку, либо не хочешь выступать с поднятым забралом, помогает надеть маску и затеряться в толпе себе подобных — так работает любая тусовка. Это маска современного инста-охотника, а может и инста-жертвы, не поймешь, на то она и маска.

Классика охоты — красные губы и черные стрелы, здесь с винтажным флером, как красились десятилетия с момента изобретения красной помады и черной подводки. Любая классика это маска, а маска придает уверенности. Не надо ничего исследовать или изобретать, надел то, что принято за стандарт, и ходишь спокойно. Та же история с бровями — сделал форму как у всех и на душе полегчало, все же, комфортнее не выделяться, а то, что форма тебе не идет, дело десятое…

Макияж гота как пример «субкультурной» маски. Чем субкультуры отличаются от носителей общепринято «красивых» масок, так это своей непосредственной близостью к арт-маскам и как следствие свободой, которая позволяет исследовать более глубокие и темные пласты.

Арт

Арт — это искусство, творчество, зачастую лишенное практического смысла. Это не охота, если только не охотишься на арт-дилера. Это не обязательно маска. Творчество — это особый способ взаимодействия с реальностью, дополняющий ограниченные паттерны мира «бей или беги». В творчестве проще всего найти ответ на вопрос — кто я и зачем. Человек самый доступный для самого себя объект творчества, а косметика самый доступный материал. Из этого следует большое будущее макияжа, а вовсе не его смерть, как может показаться изнутри конвенциональной парадигмы.

В творчестве человек познает себя и мир через себя и выражает свои мысли (макияж как высказывание). Этот процесс не обязательно обусловлен желанием нравиться, и не нацелен на продажу (хотя и это возможно). Все может быть артом, арт — это вопрос внутреннего состояния и отношения. Нет плохих жанров — поп-арт, классика и авангард, включая декоративно-прикладное искусство, все работает на определенных уровнях, в свой черед или одновременно.

Например, когда вам непонятен чей-то внешний вид («намалевалась как проститутка», «накрашенный мужик — пидор», «в ее возрасте такой макияж неприлично» и т.п.) — это не значит, что с кем-то что-то не так. Это значит, что по какой-то причине вы попали на выставку, к материалу которой не были подготовлены. А задача посетителя выставки — сделать над собой усилие и разобраться, что же вам хотели сказать. И это возможно. В этом огромная сила искусства — оно наводит мосты, обеспечивает коммуникацию и переносит тебя, куда и сам не ждал, откуда возможен новый старт внутри самого себя.

Собирательный образ «арт + маска» — здесь в этой картинке оказались зашиты одновременно клоун, мим, гейша, дрэг квин. Хотя рисовала только клоуна, но как-то так работает подсознание — подтянулись все остальные и неплохо ужились друг с другом

Актуальный поп-арт в макияже, поражающий тщательностью и совершенством. Этот стиль близок к ритуальной маске, т.к. позволяет попасть в касту избранных, гуру макияжа — это современные шаманы и жрецы общества потребления. Кажется, купишь вот эти блестки или помаду и царство божье на земле обеспечено.

Скромный арт, но все же арт, потому что не для войны же использовать эти голубые глиттерные стрелки. Фан, чистейший фан, просто для настроения, для себя. Этот вариант вполне традиционный, т.е. не выходит за рамки общепринятых представлений о красоте, он не меняет лицо. Но, думаю, примерно в эту сторону все пойдет, постепенно удаляясь от парадигм и паттернов в сторону экспериментов, начиная от нарисованных веснушек, заканчивая наклейками, стразами, абстрактными мазками и чем угодно еще, лишь бы каждый день был не похож на другой.

«Гей-брови», макияж-высказывание. В данном случае, конкретное и общественно ориентированное, и понятное, т.к. использует известный код. Но это не обязательно, можно покрасить брови или любую другую часть просто в желтый цвет и это будет высказывание, которое каждый зритель сам сможет наполнить смыслом. Мощный горизонт развития макияжа и инструмент познания собственной личности.

Макияж в духе «отпугиватель мужчин», да и вообще любых существ, кто с вами не на одной волне. Цвета и формы произвольные, сакральных значений не имеют. При этом формат вполне классический, работают только непривычные цвета, сделай их нейтральными и даже не заметишь такой макияж. Крутейшая, гендерно и социально независимая тема, ориентированная только на внутренний мир человека и его факт существования в данном теле единственный раз здесь и сейчас. Просто представим, что можно было бы жить именно так.

 

 *     *     *

Эта статья так построена, что выводы здесь сделаны уже в начале, поэтому сейчас мне трудно что-то еще добавить. Кроме как — люди красились, красятся и будут краситься, потому что это делает их живыми, сильными, смелыми, красивыми и свободными. Аминь.

Поделиться: