Когда я говорю о тональнике, я всегда провожу параллель или с живописью, или с ретушью. Точнее, — и с живописью, и с ретушью. Это два разных подхода, две парадигмы (боже, у меня слабость к этому слову 🙂 ).

Живопись — это классический подход, когда картина пишется на загрунтованном холсте, на белой бумаге, на подготовленной поверхности. Ретушь — это работа с уже готовой картинкой, когда на финальной стадии нужно избавиться от деталей, мешающих сфокусироваться на главном.

Ретушь, кстати,  тоже разная бывает. Поскольку я давно занимаюсь ретушью именно картинок, я видела как все развивалось — от стремления к мыльному совершенству, расцвет которого пришелся на начало двухтысячных  до потребности снова видеть даже на гламурных фото живых людей. Этот тренд с живыми людьми на фото очень стабильный сейчас, т.к. коммерция ориентируется уже на родившихся на рубеже веков, а их челенж в жизни не связан с соответствием  четким стандартам и в их картине мира минимализм бьет гламур.

Модная ретушь сейчас — с сохранением доли несовершенства: веснушек, пор, мимических морщинок. Конечно, со всеми этими текстурами надо уметь работать грамотно, любая ретушь это все равно вранье, просто сейчас стараются врать близко к тексту. И это то, что я сама люблю, в макияже это, определенно, мой стиль — оставлять капельку несовершенства, чтобы человек воспринимался живым. И как раз разумное манипулирование тональными средствами в этом смысле самое важное.

Вот тут на картинке можно примерно понять, о чем я говорю. Слева — стиль «старые мастера» или гламурная ретушь в духе прошлого десятилетия. В центре лицо без ретуши (будем считать, что без тональника). Справа — современная ретушь, сохраняющая все индивидуальные черты.

Человеческое лицо — это, по сути, скопление разноцветных пятен, мы так же сложно окрашены как и весь природный мир. Эта разноцветность как раз то, что позволяет опознать существо, как живое 🙂  Поэтому классический подход с предварительным грунтованием лица с целью полностью избавить его от цветового разнообразия, приводит, на мой взгляд, только к тому, что картина переходит их категории реалистичного искусства в декоративно-прикладное.

Праймер, тон, консилер, пудра прежде всего остального — это способ усложнить себе задачу. Все знают этот страх чистого листа — когда поверхность слишком идеальна, нужно дополнительно делать усилие над собой, чтобы решиться на что-то. Цена ошибки очень высокая, вдруг испортишь. Мы же еще все больны перфекционизмом, местами. Поэтому многие в своей макияжной рутине застревают на этапе тона и никогда толком не добираются до главного.

Плюс, этап тона сам по себе невротический, знаю этот эффект по ретуши изображений тоже — чем больше ты заточен на поиск несовершенств, тем больше их находишь. Потому что когда нет фокуса на главном и перед глазами только пятна-пятна-пятна, ты не знаешь, когда остановиться и в конце концов выходит знатное мыло. И даже замылив до невозможности, все равно продолжаешь видеть пятна.

Другое дело, если сначала нарисовать главное. Главное на лице — это глаза. Глаза — это первое, что ищут люди на лицах других людей, большинство коммуникаций начинается и заканчивается с контакта глазами. Стоит выделить глаза, как мы уже видим вокруг гораздо меньше цветовых пятен, требующих коррекции, т.к. мозг уже получил необходимые сведения о главном в этой картинке, а все незначимое бессознательно отсекается.

Поэтому я считаю, что так называемая система «ретушь» более экономична с точки зрения усилий и времени, потраченных на макияж. Сначала делаем главное, потом смотрим, что именно все еще продолжает оттягивать на себя ненужное внимание. Чаще всего достаточно нанести небольшое количество тонального средства на отдельные участки лица. Паразитные оттенки на лице обычно находятся на щеках (покраснения) и под глазами (синяки).

В статье про корректоры я рассказываю подробнее про цветную коррекцию, здесь скажу только пару слов. Я почти никогда не ретуширую (в смысле, не замазываю средствами) область под глазами. Синяки или то что считается синяками, я стараюсь встроить в картинку. В конце концов, темные области непосредственно под глазами работают на увеличение глаз, это такой естественный эффект «смоки айз». Вы сами часто замечали, что когда уберешь синяки консилером, глаза как будто становятся меньше и потом надо поработать тенями, чтобы снова сделать глаза большими. Так зачем лишние телодвижения — я просто оставляю синяки на месте и только в самом-самом конце, когда уже готова вся картинка, проверяю, цепляет ли меня что-то, и если да, добавляю нужный цвет на область под глазами.

Что касается покрасневших щек, то желтоватое тональное средство прекрасно справляется, даже если покрытие не плотное. Потому что, повторюсь,  современная ретушь, она же современный макияж – это не удаление, а ослабление насыщенности цветных пятен. Главное наносить средство ровно на цветые пятна, не растягивать по всему лицу.

На самом деле, тема про идеальный цвет лица довольно бесконечная. В следующем посте расскажу, какие бывают тональные основы и как их выбирать, чтобы добиться эффекта ретуши. Ну, может быть, не в следующем следующем, но скоро 🙂

 

Поделиться: